ГУО «Ясли-сад № 169»

246042, РБ, г. Гомель,

ул. 9 мая, д. 41

Телефон: 22-07-96

E-mail: 169_sad@mail.gomel.by



Свяжитесь с нами








































Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе работы со сказкой

Речь – уникальный дар природы, данный человеку и только человеку. Речь позволяет высказать мысли, овладеть знаниями и обеспечивает полноценное общение. А. А. Леонтьев - российский психолог и лингвист считал, что одним из факторов, влияющих на успешность овладения речевой деятельностью, является речевая активность.

Термин «речевая активность» характеризует устойчивое свойство личности ребенка, проявляющееся в способности воспринимать и понимать речь окружающих; самостоятельном, инициативном использовании речи в практике общения; активном стремлении овладеть языком.

Мотивом речевой активности служит речевая ситуация, которая представляет собой условия, обстановку, в которой происходит речевое общение между участниками.

В настоящее время, которое характеризуется стремительным ритмом жизни, повсеместной компьютеризацией и «умным» телевидением, у детей дошкольного возраста наблюдаются недостаточные навыки речевой деятельности на фоне сниженной речевой активности.

Развитие речевой активности детей дошкольного возраста является актуальной образовательной задачей и должно осуществляться по нескольким направлениям: развитие восприятия и понимания речи; формирование самостоятельного и инициативного использования речи.

На мой взгляд, благодаря своеобразному сюжету и богатому языку именно сказка способна создать интересную для детей речевую ситуацию. Поэтому в своей работе я использую сказку для развития речевой активности детей дошкольного возраста.

Сказка – фольклорное или литературное эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера.

Если отойти от официального определения, то сказка – это чудо, которое увлекает малыша в свой мир и не отпускает, даже тогда, когда он становится взрослым. Сказка - информативна, феерична, эмоциональна и мудра, она - источник детского мышления, а мысль дошкольника неотделима от речи.

Теоретической базой в работе являются пособия: «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста» О. Ф.Васьковой и А. А. Политыкиной, где можно ознакомиться с традиционными методами работы со сказкой; «Воспитание сказкой» Л. Б. Фесюковой, предлагающей читателю нетрадиционные методы работы со сказкой, основанные на «Грамматике фантазий» Д. Родари и ТРИЗ - технологии.

Для развития речевой активности в младшей группе при знакомстве малышей с народной сказкой, использовала в основном метод рассказывания и рассматривание иллюстраций для поддержания визуального интереса.

Но работа со сказкой не ограничивается чтением или рассказыванием, для более полного восприятия я вовлекала детей в сказку, тем самым создавая речевую ситуацию. Здесь мне пришли на помощь такие приемы как совместное рассказывание, двигательный рассказ, встреча с персонажами сказок.

В работе над сказкой мной применялся метод двигательного рассказа, который помогал детям концентрировать внимание на восприятие текста, а мотивом выступало правильное выполнение движений. Этот метод помог перейти к играм - драматизациям сказок: «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок». Играя роль, дети старались правильно произносить слова, упражняли свой артикуляционный аппарат, интонационную выразительность.

Учитывая возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста, а именно наглядно – образное мышление, использовался приём «Встреча с героем». Персонаж, которого изображали родители, приходил к детям, играл с ними и предлагал отгадать из какой он сказки, тем самым создавая мотив речевой активности.

Задачи по развитию речевой активности решаются совместно с родителями моих воспитанников. Родители с удовольствием принимают участие в постановке сказок, мастер - классах, на которых вместе с детьми выполняют творческие задания (сочинение и оформление книги сказок), в изготовлении декораций и костюмов. С целью повышения родительской компетентности в вопросах значения использования сказки для воспитания детей дошкольного возраста, было проведено анкетирование родителей «Сказка в жизни Вашего ребенка», на основе результатов которого подготовлен семинар - практикум для родителей «Для чего и как следует читать детям сказки?».

Работа со сказкой, на уровнях слова, художественного образа и системы представлений о мире и о себе, позволяет мне формировать у воспитанников активный речевой запас, развивать вербальное и невербальное общение, которое является основой творческих способностей, умение выделять проблему, интегрировать сказочный урок в свою «копилку жизненных ситуаций».

Список использованных источников:

1. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических институтов / А.М. Бородич.- Москва: Просвещение, 1981.- 256 с. 2-е изд., стереотип. – Москва: Академия, 2000. - 400 с.

2. Васькова, О. Ф., Политыкина, А. А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста [Текст] /Пособие для практических работников ДОУ, психологов и родителей – Санкт – Петербург: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2010. – 112 с.